25–26 мая 2022 г. сотрудники Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции «Изобразительный документ в архиве: специфика, проблемы, перспективы».

Мероприятие было приурочено к 85-летию Центрального государственного архива Московской области (ЦГАМО) и прошло в Московском государственном областном университете (МГОУ) в Москве.

Организаторами конференции были: Главное архивное управление Московской области, МГОУ, ЦГАМО, Московский областной архивный центр, Историко-мемориальный музей-заповедник «Подолье», Московское областное отделение Российского общества историков-архивистов и Московское областное региональное отделение Российского общества «Знание».

Проблематика конференции актуальна междисциплинарной спецификой, которая подразумевает и тесную межведомственную интеграцию. Наравне с «традиционными» видами текстовых документов в российских архивах, музеях и библиотеках собираются и хранятся фотодокументы, кинодокументы, произведения живописи, художественной и технической графики (гравюры, чертежи, планы и др.), а также плакаты, открытки, инфографика и проч. В настоящее время «Основные правила работы государственных архивов с кинофотофонодокументами» (М., 1980) утратили силу, а вопросы комплектования, хранения, описания и использования изобразительных документов (в основном – фотодокументов) требуют постоянного решения. Актуальной является также тема работы с фотодокументами и изобразительными документами, изначально созданными в электронной форме.

С приветственным словом к участникам конференции обратились директор ЦГАМО Н.В. Лукьянова и главный помощник ректора МГОУ А.И. Тихонов. С искренними поздравлениями с юбилеем ЦГАМО выступили: декан факультета истории, политологии и права МГОУ, доктор ист. наук В.Э. Багдасарян; директор ВНИИДАД, канд. ист. наук П.А. Кюнг, декан факультета архивоведения и документоведения Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета (ИАИ РГГУ), канд. ист. наук Ф.Г. Тараторкин; главный хранитель муниципального учреждения культуры «Историко-мемориальный музей-заповедник «Подолье» И.С. Смирнова; и.о. директора Государственного архива Псковской области Н.И. Исакова.

В ходе пленарного заседания был представлен опыт работы с изобразительными документами в архивах Российской Федерации (главный специалист Российского государственного военного архива (РГВА) И.М. Нагаев; заведующий отделом электронных документов ЦГАМО А.И. Розанов), Республики Казахстан (руководитель Центра прикладных и научных проектов Архива Президента Республики Казахстан Г.Ж. Мукажанова) и Республики Беларусь (профессор Белорусского государственного университета, канд. ист. наук. М.Ф. Шумейко).

Заместитель директора Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД) Р.М. Моисеева обозначила важную проблему, существующую в подходах к их интерпретации аудиовизуальных документов. По мнению докладчика, публикация архивных фотодокументов – это не иллюстрация (например, к тексту книги и проч.), а полноценный исторический источник. Был затронут важный вопрос опасности фальсификаций, когда исторические события (в документальных фильмах или книгах) иллюстрируются фотографиями и кадрами хроники, не имеющими отношения к этим событиям. Тот факт, что данные фальсификации имеют огромное значение, уже отмечались ранее в исследованиях сотрудников РГАКФД.

В выступлении доктора ист. наук, профессора, член-корреспондента РАН, заведующего кафедрой исторической информатики МГУ им. М.В. Ломоносова Л.И. Бородкина было продемонстрировано, как архивные источники помогают в создании виртуальных реконструкций подмосковных усадеб, чья реальная реставрация мало возможна. Эта работа, осуществляемая в рамках совместного проекта МГУ и ЦГАМО, позволяет с помощью чертежей, фотографий, гравюр и картин из архива создать 3D модель усадьбы.

В рамках конференции работали две секции «Изобразительные документы в архивах, библиотеках, музеях» и «Изобразительные документы в условиях цифровизации: проблемы исследовательской, выставочной, просветительской работы и сохранения семейных архивов».

Выступления на секции «Изобразительные документы в архивах, библиотеках, музеях» вызвали научную дискуссию в ходе которой были поставлены вопросы, требующие новых подходов и новых (в т.ч. технических и методических) решений.

Профессор Казахского национального педагогического университета имени Абая Т.Т. Далаева показала социокультурные особенности на примере архивных изобразительных документов (печати и др.) по истории делопроизводства в кочевом казахском обществе XIX в. В докладе заведующей архивным сектором Атнинского районного исполнительного комитета Республики Татарстан Р.Ф. Фидаевой была показана роль и место архивных изобразительных документов в фондах личного происхождения (в частности, в связи с событиями Великой Отечественной войны и военными конфликтами второй половины ХХ века).

Главный археограф Центрального государственного архива научно-технической документации Санкт-Петербурга (ЦГАНТД СПб) С.В. Телешов рассказал об организации комплектования, учета и использования в архиве изобразительных документов. Были приведены примеры, когда эти документы помогали в реставрационных работах (например, при реставрации «Медного всадника»).

Заведующая отделом научного описания личных фондов, информационно-поисковых систем и автоматизированных архивных технологий Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб) Т.Н. Зверева раскрыла особенности работы с изобразительными документами в личных фондах художников, скульпторов, архитекторов, живописцев и проч. ЦГАЛИ СПб. Там хранятся различные виды изобразительных документов: рисунки, коллажи, эскизы костюмов (в т.ч. к известному советскому фильму «Три мушкетера»), афиши, театральные программки, конверты (в т.ч. как самостоятельные документы), открытки (в т.ч. коллекции), фотографии рабочих моментов съемок фильмов, кинопроб и др.

Выступление начальника выставочного отдела Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ), канд. ист. наук М.В. Сидоровой было посвящено изобразительным материалам XIX – начала XX вв. в ГА РФ. Архивистам удалось подготовить и выпустить в 2012 и 2021 гг. 2 тома каталога изобразительных материалов ГА РФ. Работа по подготовке этих изданий помогла в описании коллекции архивных материалов, разработке формы карточки, атрибутации рисунков, которые ранее были определены, как рисунки неизвестных художников, но, как оказалось принадлежали известным живописцам (М. Зичи и др.). Специалисты смогли по рисункам, связанным с дворцовой жизнью определить в каких конкретно помещениях происходили те или иные события. Была затронута и такая тема, как рисунки на письмах.

Старший научный сотрудник Санкт-Петербургского филиала Архива РАН, канд. филол. наук С.Л. Ронгонен рассказала о хранящемся в архиве альбоме эскизов Н.Я. Грота 1873 года.

Вызвал резонанс и оживленную дискуссию доклад заведующего отделом первичного учета и движения музейных предметов Государственного Русского музея, канд. искусствоведения Н.А. Мозохиной о состоянии и перспективах развития филокартии. Открытка существует, как объект архивного, музейного и библиотечного хранения. Она активно используется для экспонирования, публикуется в журналах, книгах, каталогах. При этом важнейшим остается вопрос, связанный с проблемой описания открыток. Библиотеки, музей и архивы предлагают различные подходы, но точные методические рекомендации разработаны только для библиотек. Проблемным остается и вопрос четкой атрибутации открыток.

Вопрос разделения цельных коллекций между несколькими архивами был поднят в докладе доцента кафедры документоведения, аудиовизуальных и научно-технических архивов факультета архивоведения и документоведения ИАИ РГГУ, канд. ист. наук М.М. Жуковой. Ситуация сложилась таким образом, что фотографии того или иного известного писателя, поэта и проч. из его писем или дневников могут оказаться в одном архиве, а сами письма и дневники в другом. Были приведены также примеры, когда одни и те же фотографии по-разному атрибутировались в различных архивах. В региональных архивах подобных распылений удается избежать, поскольку зачастую личный фонд хранится в одном месте, включая в себя различные виды документов. В качестве предложения была высказана идея создания централизованных межархивных поисковых систем.

Старший научный сотрудник Государственного исторического музея (ГИМ), канд. ист. наук З.М. Рубинина осветила еще одну сторону темы конференции, отметив, что многие историки не готовы работать с аудиовизуальными документами. Необходимы новые классификации фотографий, как исторического источника. Остаются проблемы фотомонтажа, проблемы постановочных фотографий и проч. Мало профессиональных исследований об истории российской и советской фотографии, мало мемуаров фотографов, нет исследований советской и российской фотографии в ее развитии в контексте развития мировой фотографии и проч.

Выступление заместителя заведующего отделом зарубежной научно-технической информации, международного сотрудничества и редакционно-издательской деятельности ВНИИДАД, канд. ист. наук Е.М. Мягковой было посвящено проблеме терминологии, существующей в нормативных документах. Докладчик остановился на двух главных вопросах: отсутствии унификации в сфере архивной терминологии и сложностях в соотнесении понятий «документ» и «произведение искусства».

Выступления на секции «Изобразительные документы в условиях цифровизации: проблемы исследовательской, выставочной, просветительской работы и сохранения семейных архивов» отражали точку зрения архивистов на социокультурный контекст изобразительных исторических источников, методологии их деконструкции и роли в истории пропаганды. Отдельно был сделан акцент на роль архивных изобразительных документов в учебной литературе и социальной рекламе.

В.О. Денисова, и.о. заместителя директора – главный хранитель Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), подробно остановилась на графическом наследии архитектора М.Ф. Казакова, в собрание которого включены: проект здания МГУ, элементы Екатерининского зала здания Сената, план крепости г. Коломны, панорама г. Твери и др.

В презентации старшего государственного инспектора Федеральной пробирной палаты, заместителя директора Фонда исторических исследований «Открытая история» М.О. Болотиной, была продемонстрирована коллекция портретной фотографии семьи Абамелек-Лазаревых 1870-1880 гг., среди которых выделяются любительские фотографии и фотопортреты в жанре живописи.

Практику использования архивных фотодокументов в школьных учебниках по истории Казахстана осветила А.М. Идрисова, магистрант Казахского национального педагогического университета имени Абая. Актуальной прозвучала информация о наполнении учебников старших классов иллюстративным материалом, включающим до 30% фотодокументов от общего объема учебника.

Директор Муниципального архива города Ярославля С.А. Демидова поделилась опытом работы архива по экспонированию изобразительных документов фондов личного происхождения на электронных выставках. Были представлены фонды почетного гражданина города Ярославля, участника Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., полковника в отставке В.С. Дябина, и президента Ярославской государственной медицинской академии доктора медицинских наук, профессора, члена-корреспондента РАН Ю.В. Новикова. Докладчик остановилась на достоверности изобразительных документов как исторических источников. Для популяризации документов архивом был создан собственный сайт.

Директор Ленинградского областного государственного архива в г. Выборге Ю.И. Крипатова и ведущий архивист этого же архива С.А. Вязовецкая представили проект «Будни, опаленные войной», как пример использования изобразительных документов в образовательной и просветительской деятельности. Проект адресован всем интересующимся историей Ленинградской области в годы Великой Отечественной войны и представлен через документы, фотографии, кинохроники 1941 – 1945 гг.

Н.И. Демирова, канд. ист. наук, главный хранитель отдела письменных источников ГИМ, преподаватель Московского государственного института культуры, продемонстрировала материалы личного архива члена-корреспондента АН СССР П.К. Симони (1859-1939), хранящегося в музее. Выступающая рассказала о визуализации образа западных окраин Российской империи, использовавшейся в столичной периодике середины XIX – начала XX вв.

И.Г. Тришин, аспирант МГУ имени М.В. Ломоносова обсудил специфику работы с архивными источниками в 3D-реконструкциях подмосковных усадеб, особо остановившись на возникающих при этом проблемах: выцветание текста, трудности сканирования широкоформатных чертежей, повреждение носителей и др. Живой интерес у присутствующих вызвала информация о программных ресурсах для преодоления этих проблем с учетом санкционной повестки: Blender 3D — свободный редактор 3D-графики, nanoCAD free – бесплатный аналог AutoCAD базового уровня, поддерживающий формат файлов DWG; Gimp — аналог Photoshop для установки на компьютер с любой операционной системой.

Виртуальная реконструкция усадьбы князя В.С. Голицына в Новом Сущёво середины XIX в. представил Д.И. Жеребятьев, канд. ист. наук, старший преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова

Завершала секцию д-р ист. наук, заместитель генерального директора по научно-методической работе ООО «ДИМИ-ЦЕНТР» Ю.Ю. Юмашева с докладом «Цифровые изобразительные документы: понятие, классификация, проблемы комплектования, описания, хранения и использования». Она указала на то что изобразительный документ, изобразительный источник нужно рассматривать в более широком ракурсе, отметив возрастающую роль визуализации исторических источников. Электронная среда дает возможность любую информацию конвертировать в визуальную. Рассматривая документы в электронной среде следует отметить, что алгоритмы представления информации, такие как форматы, являются маркерами текстовой, визуальной и цифровой информации. Обозначив проблемы в терминологии и классификации документов, которые в классическом виде не в полной мере учитывают документы, изначально созданные в электронной форме, докладчик призвала изучать, обобщать и адаптировать зарубежный опыт по методике описания цифровых объектов.

По итогам работы форума состоялась активная дискуссия, в ходе которой было высказано пожелание сделать подобные научные мероприятия более регулярными, используя различные площадки для обсуждения.

Благодаря тому, что конференция проходила в двух форматах: очном и дистанционном в ней смогли поучаствовать в качестве слушателей представители государственных архивов, образовательных учреждений, музеев и др. Затронутые в ходе выступлений темы, поднятые проблемы и обмен мнениями между коллегами из России, Казахстана и Беларуси имеет значение для практической деятельности архивистов и музейных работников. Доклады конференции планируется опубликовать отдельным сборником.

Приветственное
Приветственное слово Н.В. Лукьяновой директора ЦГАМО
Президиум
Президиум конференции
Участники
Участники конференции
Сотрудники
Сотрудники ВНИИДАД
Сотрудники
Сотрудники ВНИИДАД
Выступление
Выступление зам.зав. отделом зарубежной научно-технической информации, международного сотрудничества и редакционно-издательской деятельности ВНИИДАД Е.М. Мягковой
Директор
Директор ВНИИДАД, канд. ист. наук П.А. Кюнг