С 7 по 21 октября 2021 года сотрудники ВНИИДАД посетили выставку «Александр Невский и его образ в исторической памяти», представленную в Выставочном зале федеральных архивов (ул. Большая Пироговская, 17).
Экспозиция включает выше 400 экспонатов, среди которых подлинники исторических документов, иконы, книги, орденские знаки, а также кино- и фотодокументы, посвященные жизни, служению и почитанию святого князя после его кончины.
Выставка, проходящая в год 800-летия со дня рождения великого князя Александра Ярославича Невского, перекидывает связующую нить из далекого прошлого в сегодняшний день. Рассматривая экспонаты, слушая информативную экскурсию, наблюдая за реакцией многочисленных посетителей, понимаешь, как прочна эта нить. Проходят столетия, меняются правители нашей страны, но имя князя с уважением звучит в устах потомков. Известен он и за пределами нашего отечества. Немецкий историк Фритьоф Беньямин Шенк посвятил ему диссертацию и книгу «Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой (1263–2000)», которая в 2007 году была издана и в России.
На выставке впервые были представлены хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) летописные свидетельства о жизни и трудах Александра Невского, подлинные архивные документы и музейные предметы, положившие начало его почитания как святого, документы о перенесении чудотворных мощей из Владимира в Санкт-Петербург, об использовании образа полководца в наградной системе Российской империи – СССР – Российской Федерации. В летописных свидетельствах отражены основные вехи биографии Александра: начало его самостоятельной деятельности (1236 г.), женитьба (1239 г.), Невская победа (1240 г.), конфликт с новгородцами (1240 г.) и возвращение в Новгород (1241 г.), Ледовое побоище (1242 г.), переговоры с ханами Золотой Орды (1247 г. и 1252 г.). Посмертная судьба великого полководца не менее примечательна. Особый интерес вызвали рукописи, содержащие редакции жития св. Александра Невского, в том числе Софийская I летопись старшего извода в списке второй половины 1470-х гг. и Степенные книги царского родословия. Софийская II летопись сохранила свидетельство об утрате мощей святого во время
пожара во Владимире. В экспозиции представлены документальные свидетельства о прославлении Александра Невского в ряду других чудотворцев на церковном соборе 1547 г.
Обращение к образу князя-воина в правление Петра I было вполне закономерным. По его повелению 11 августа 1723 г. святые мощи Александра Невского были вывезены из Владимира и доставлены в Санкт-Петербург. На выставке представлены документы по истории строительства Александро-Невской лавры, о порядке организации перенесения чудотворных мощей и создании в середине XVIII в. гробницы для раки св. Александра Невского.
Приход к власти большевиков был отмечен кампанией борьбы с религией, в рамках которой происходило вскрытие и демонстрация мощей. Активно муссировались слухи о том, что рака пустая. Советский деятель П.А. Красиков сочинил целую байку о том, что Петр I, якобы вложил вместо останков святого пергамент с текстом: «Дерзнувшим сие открыть – не потребны боле цари и боги», потом запечатал раку в металлический гроб, ключ от которого выбросил в Неву. Трагические кадры вскрытия мощей святого в Александро-Невской лавре тоже показаны на выставке. Но и новой власти по мере укрепления государственности и усиления внешних угроз с Запада, понадобился победоносный образ князя. В поэме «Ледовое побоище», написанной в 1937 году, Константин Симонов объединяет тему борьбы с немецким нашествием в разные эпохи:
«Князь перед русскими полками
Коня с разлета повернул,
Закованными в сталь руками
Под облака сердито ткнул.
“Пусть с немцами нас бог рассудит
Без проволочек тут, на льду,
При нас мечи, и, будь что будет,
Поможем божьему суду!”».
Важнейшее место в формировании образа князя в советский период занял фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (1938). Посетители выставки смогли увидеть документы и фотографии, рассказывающие о его создании, подлинные рисунки и заметки Эйзенштейна, варианты сценария, киноплакаты, рецензии и отзывы на фильм.
Образ Александра Невского – единственный в нашей истории, который был использован в наградной системе Российской империи, СССР и продолжает использоваться в современной России. На выставке представлены документы о создании орденских знаков, статуты и рисунки орденов, а также уникальные наградные документы разных эпох. Музеи Московского Кремля предоставили на экспозицию знаки ордена св. Александра Невского и печать ордена. Отметим, что на советском ордене Александра Невского помещено профильное изображение актера Николая Черкасова, исполнившего роль князя в фильме Сергея Эйзенштейна.
Традиционным стало размещение части экспозиции на мультимедийных экранах. Такой способ позволяет познакомиться со страницами жизни Александра Невского по миниатюрам Лицевого летописного свода, а также увидеть изображения храмов, воздвигнутых в разных городах в честь святого князя.
По материалам выставки издательством «Кучково поле» выпущен каталог «Александр Невский и его образ в исторической памяти», на страницах которого представлены образы архивных документов и страниц редких книг, фотографии музейных предметов, наград и т.д. Специальный раздел книги, написанный историком Б.С. Илизаровым, посвящен фильму С.М. Эйзенштейна «Александр Невский» и тому, как образ полководца и одержанные им победы вдохновляли бойцов в годы Великой Отечественной войны.
В подготовке экспозиции принимали участие восемнадцать федеральных и региональных архивов и музеев.
ВНИИДАД выражает особую благодарность специалисту первой категории РГАДА Евдокимовой Екатерине Станиславовне, подробно ознакомившей сотрудников института с экспонатами выставки на высоком профессиональном уровне.